OPERA

OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
OPERA
Выставка художественной фотографии «OPERA» прошла в музее современного искусства "Артэтаж" с 27.01 по 11.02.2018.
Куратор проекта - Светлана Руснак
Организаторы выставки: Илья Коротков, Ирина Попович
Выставка художественной фотографии «OPERA» OPERA – с лат. - опус – деяние, труд, сочинение. 2018 год объявлен в России Годом театра и Годом Русского балета. Для Приморской столицы он знаменателен вдвойне – в этом году исполняется пять лет появления во Владивостоке Приморского театра оперы и балета, который с 1 января 2016 года стал Приморской сценой Мариинского театра. С этого времени берет отсчет летопись первых постановок оперных и балетных спектаклей на приморской сцене. Выставка художественной фотографии «OPERA» возвращает нас к истокам, позволяет увидеть остановленные мгновения первых оперных спектаклей во Владивостоке – «Тоска» Джакомо Пуччини в постановке известного австрийского режиссера Ханса - Йохима Фрая, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Фотографии сделаны в 2015 году во время фотосессий, организованных для своих учеников известным фотографом Рольфом Гобитсом (Великобритания), который стоял у истоков балетной и оперной фотографии во Владивостоке. Ирина Попович, Илья Коротков, Илья Палиенко, Инга Олейник, Дмитрий Невмержицкий принадлежат к кругу учеников Рольфа Гобитса. В 2016 году в Артэтаже проходила выставка «Вариация», посвященная балетному искусству, организованная творческим объединением «Артмиллионка». Новая выставка продолжает театральную тему, на этот раз раскрывая перед зрителями мир оперного искусства. Opera (с лат. – опус – деяние, труд, сочинение) – синтез искусств. Рождение оперного спектакля – это труд композитора, либреттиста, режиссера-постановщика, художника-постановщика, художников по костюму и свету. Музыкальный театр держится на трех китах: оркестр, хор, солисты. На выставке мы видим тех, благодаря кому рождается спектакль – от монтажа декораций, оркестра, хора, главного хормейстера Ларисы Швейковской, до сцен из спектаклей и интересные творческие портреты. Дирижер Антон Торбеев (фото Илья Коротков) был запечатлен за мгновение до выхода на поклон. Спектакль окончен, но в нем все еще звучит музыка… Портреты солистов оперы – отдельный жанр – одухотворенные и величественные с королевской посадкой головы, достоинством, грациозностью: Елена Стихина, Владимир Галузин, Александр Никитин, Анастасия Кикоть, Алексей Костюк, Дмитрий Неласов, Александр Гонца, Мария Бочманова, Алина Михайлик. Они умеют выразить чувства, эмоции поворотом головы, жестом, взглядом. Высокая культура делает их облик аристократичным и выразительным. И у нас есть возможность познакомиться с ними ближе, различая не только по голосам, но и по именам.Благодаря фотохудожникам – мгновение останавливается. И мы можем не только увидеть оперу в лицах, но и удержать время, связывая воедино свои впечатления от спектакля с теми художественными образами, которые созданы артистами и запечатлены художником - и благодаря этому сохранены во времени. У каждого из фотохудожников сложился свой взгляд на съемку, свои приемы, принципы кадрирования и композиции. Хорошая оперная фотография – вводит нас в таинственный мир оперы. Раскрывает художественный образ, воплощенный солистом, позволяет разгадать замысел режиссера-постановщика. Когда крупные клетки пола в первом действии оперы «Тоска» в постановке австрийского режиссера Ханса-Йохима Фрая – увеличены настолько, что превращают пространство сцены в шахматную доску. Кадры Ильи Палиенко, сделанные с высоты технической галереи - показывают нам замысел режиссера: мир людей - это фигуры на шахматной доске, которыми играет судьба. Белая Королева - Флория Тоска (Елена Стихина), Барон Скарпиа (Александр Никитин) занимает свою черную клетку. И страстный Каварадосси (Владимир Галузин) - распахнутые руки по сторонам креста его судьбы - словно пролог к трагической развязке в последнем действии. В театре есть свое небо и своя земля. На фотографии Ильи Палиенко запечатлена трехчастная композиция мира оперы - люстра короной (ее небо), оркестр, мощные звуки которого вырываются из недр, и парящая над оркестром сцена, на которой только здесь и сейчас разыгрывается жизненная драма - мы чувствуем: здесь «дышат почва и судьба». По-настоящему оперные фотографии – звучат. Мы ощущаем эту мощь голоса и образа, созданного на сцене и воссозданного - почувствованного и увиденного - фотографом. Такой образ художника Марио Каварадосси (Владимир Галузин) у Ильи Палиенко. Таким получился образ Барона Скарпия (Дмитрий Неласов), запечатленный Ильей Коротковым. Одержимый страстью, распаляемый встревоженностью Тоски за судьбу возлюбленного, Скарпиа - властный, хищный, коварный, предлагает ей торг и уже видит себя победителем в этом поединке. Контур света подчеркивает игольчатый мех на оторочке рукава и ворота халата Скарпиа, его хищный волчий оскал - на фоне размытого образа его жертвы – Флории. Хищник и его добыча… Поэтому у хорошей оперной фотографии всегда два автора - артист и фотохудожник. И мы – благодарные зрители, получившие возможность тоньше чувствовать оперу. О традициях театральной студийной фотографии XIX - начала XX века заставляет вспомнить кадр Ирины Попович. Укрытая, обернутая в тончайший плащ Царевна Лебедь (Мария Бочманова) без страха, с достоинством и нежностью смотрит на нас - и кажется, что метаморфоза превращения Царевны в лебедя уже началась, и сейчас мы увидим руки - крылья. Нежная Алина Михайлик которой через несколько минут предстоит выйти на сцену в образе сказочной Царевны запечатлена за просмотром клавира. А вот образ запечатленный Ильей Коротковым - Царевна в момент превращения в лебедя - неведомо как Марии Бочмановой удавалось изобразить этот взмах крыльев таким образом, что бы у зрителя осталось ощущение совершаемого на его глазах чуда.У каждого из фотографов своя стратегия взаимодействия с пространством оперы. Для Дмитрия Невмержицкого важен контекст – арьер сцены, динамичная смена декораций между действиями во время спектакля, хор за сценой. Ирине Попович удалось сделать интересный кадр «фотоохоты». Фотографа не замечают, он стоит на границе миров: закулисье, колонна за которой замер Дмитрий, а там уже сцена – волшебный мир метаморфоз. Ролан Барт, размышляя о значении фотографии Пика для понимания театра Брехта, отмечал ее способность показать длительность и прерывистость смысла. Именно фотографии на своем языке, удается запечатлеть тончайшие из значений спектакля, создавая воображаемый музей нашего понимания и памяти «OPERA во Владивостоке». Светлана Руснак – историк, искусствовед, заместитель директора Приморской государственной картинной галереи