Изящная классика

Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Изящная классика
Выставка проекта "Изящная классика" прошла в Центре "Эрмитаж - Владивосток" в рамках программы "Дни Эрмитажа во Владивостоке - 2017" при поддержке Приморской государственной картинной галереи. Куратор проекта - Светлана Руснак, заместитель директора ПГКГ (Владивосток).
Изящная классика. Балет в Центре «Эрмитаж - Владивосток» «Русский балет», ставший визитной карточкой русской культуры в XX веке, вдохновляет не одно поколение художников и фотографов. Портреты балетных звезд, театрализованные fashion-съемки, балетные фотосессии в городском пространстве, таинственный мир закулисья… Своим рождением балетная фотография во Владивостоке обязана двум обстоятельствам: появлению в городе в 2013 году Приморского театра оперы и балета, который с 1 января 2016 года стал Приморской сценой Мариинского театра, и приез- ду известного английского фотографа Рольфа Гобитса – приглашенного профессора Школы искусства культуры и спорта Дальневосточного федерального университета. Именно Рольф Гобитс впервые привел своих учеников в театральное закулисье, навсегда заразив их волшебством сцены, и открыв для них магию «белого балета». С 2014 года балетная фотография фотохудож- ников из Владивостока представлена на выставках в галереях и музеях города и за рубежом, в каталогах ежегодного городского конкурса фотографии «Посмотри на Владивосток». В 2016 году балетная фотография попадает в собрания Музея современного искусства «Артэтаж», Приморской государственной картинной галереи, Jang Eun Sun Gallery (Сеул). В проекте «Изящная классика» тонко сочетаются достоинства документальной и художественной фотографии. В про- странствах будущего Центра «Эрмитаж - Владивосток» были организованы фотосессии солистов и артистов балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. В 2016 году Михаила Борисовича Пиотровского, впервые оказавшегося под сводами будущего Центра-спутника Эрмитажа, встречала выставка художественной фотографии «Пробуждение…» – результат первых фотосессий. Альбом- календарь – это продолжение проекта и пролог выставки «Изящная классика. Балет в Центре «Эрмитаж - Владивосток». В течение года – с мая 2016 по май 2017 года состоялось двадцать фотосессий. То, что «русский балет» сегодня – явление мировой культуры, показывает состав балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра – в съемках приняли участие более двад- цати артистов и солистов балета родом из Японии, Бразилии, США, Англии, Италии, России. Местом съемки стало историческое здание в центре Владивостока, где в скором времени разместится спутник Эрмитажа. Оно было построено в 1903 году по проекту немецкого архитектора Георга Юнгхенделя для управляющего Торго- вого дома «Кунст и Альберс» Адольфа Даттана. Здание, выстроенное в стиле романтический модерн, поражало современников целостностью архитектурной формы и красотой интерьеров. Выразительные текучие ритмы чугунной лестницы, в которой литье с мотивом меандра заполняет высоту между мраморными ступенями, создает впечатление воздушности и изящества. Фойе выложено плиткой, привезенной из Гамбурга. В оформлении стен, потолков, дверных проемов использован плоский гипсовый лепной орнамент. В одном стиле с лепными украшениями вы- полнены маскароны из «репертуара» модерна – романтичный образ – женское лицо анфас, таинственное и загадочное. Остат- ки витража украшают дверь, которая ведет в большой зал с чугунными колоннами. Пока разрабатывался проект реставрации, фотохудожники и артисты балета своим творчеством словно расколдовывали это пространство, и оно оживало, наполняясь образами, рожденными здесь и сейчас. Каждая фотосессия – это поток импровизаций. Здесь сплавляются идеи, замыслы, спонтанное проявление движения, жеста в предлагаемых обстоятельствах. Фотография по- зволяет нам подметить детали, приоткрывает смыслы, которыми эти детали богаты. В ней запечатлено состояние, момент рожде- ния образа. Там, в театре остался большой «белый балет», а здесь, в этих залах искусство балета воплощено в теле танцора, отточенном каждодневными тренировками, и сохраняющем в завершенном движении музыку. Они сами в себе, собой воплощают балет и привносят его в те пространства, в которых оказываются. Для этого нужно только снять все лишнее, поправить макияж, прическу, гетры, расправить юбку-шопенку и встать на пуанты, взмах – и кажется, зазвучала мелодия… Изящество их тел, подчеркнутое движением, соответствует красоте линий в архитектуре и внутренних интерьерах Центра «Эрмитаж - Владивосток». Артисты и фотохудожники осваивали это пространство постепенно – фойе, лестница, ниша окна, мансарда, зал с колоннами. И, оказываясь в этом пространстве, воплощали навеянный ситуацией здесь и сейчас образ. А то, что он звучал театрально, так это от того, что они и есть театр. В этой случайности прояв- ляет себя спонтанность творчества, и у зрителя есть возможность пережить очарование тех мгновений. В календаре представлено двенадцать фотографий – Ильи Короткова, Ирины Попович и Александра Филькина. Илья и Ирина – ученики Рольфа Гобитса. Их работы представлены в каталогах выставок «Вариации» (Музей современного искусства «Артэтаж», Владивосток), «Сон в летнюю ночь – балет» (Jang Eun Sun Gallery, Сеул). Балетная фотография Александра Филькина вошла в альбом-каталог конкурса «Посмотри на Владивосток» в 2017 году. Перелистывая календарь, вы словно совершаете путешествие в пространствах будущего Центра «Эрмитаж - Владивосток», открывая образы, созданные артистами балета. Балерина Ирина Сапожникова в любимом образе черного лебедя – на лестнице в фойе. Изгиб тела, изгиб перил – в них сжата энергия движения, и, кажется, в следующий миг она стремительно выпрямится, взмахнув длинными, утонченными руками-крыльями, продолжив свой танец во дворце, очаровывая принца. Символизирующий вечность меандр на ступенях, завитки решетки, переходящие в завитки на балетной пачке Одиллии, кажется, что этот образ здесь останется навсегда. Сле- дующий кадр – принц – Винченцо Германотта. Он весь – полет, окрыленная страсть. Гамбургская плитка словно подчеркивает дворцовый интерьер. Диагональ полета Арины Нагасэ, вписанная в архитектурно выделенную нишу-раму, – удачно задуманный и выстроенный кадр. Проследуем далее, по лестнице наверх, на мансарду – к окну со струящимся белым светом, превращающим Эмили Эйбром в Золушку. Во время фотосессий использовалось только естественное освещение. И здесь каждый раз можно увидеть чудо преоб- ражения. Осторожно приоткрывает дверь молодая женщина в черной вуали. Быть может, это образ Донны Анны или Лауры – благородный профиль, глаза прикрыты, рука подана для поцелуя. Три грации среди колонн большого зала, украшенных сентиментальными бантами в сочетании с пальмовыми листьями коринфского ордера, составляют единой целое, а облупившиеся стены со следами краски – это уходящая реальность. Благодаря фотографии эти тонкие романтичные образы останутся с нами, как свидетельства, символически восполняющие художествен- ную ценность пространств, ожидающих нового рождения. Ars longa, vita brеvis. Телесный жест, очерчивающий пространство своего, всегда проявляет взаимодействие с местом, в котором живет другое время – история, легенда, миф… Именно здесь встречается документальное и художественное в фотографии. В движении ба- летных «па» интерьеры оживают, становится различима история этого места и людей, живших здесь прежде. Благодаря художес- твенности созданных образов, пространства предстают преображенными – они получают осмысление в образе. Владивосток и Петербург связаны морскими традициями, зачинателями которых на Тихоокеанском побережье в XIX веке были выпускники Морского кадетского корпуса с набережной Невы. Их имена и имена их кораблей сохранились в морской топонимике бухт, заливов, островов, мысов и в названиях улиц города. Приморская сцена Мариинского театра и Центр-спутник Эрмитажа – это еще одна связующая нить – воплощением ко- торой стали тонкие, проникновенные образы балетной фотографии из Владивостока, рожденные в пространствах Центра «Эрмитаж - Владивосток». Светлана Руснак, куратор проекта заместитель директора ПГКГ (Владивосток)