Изящная классика
Изящная классика. Балет в Центре «Эрмитаж - Владивосток»
«Русский балет», ставший визитной карточкой русской культуры в XX веке, вдохновляет не одно поколение художников
и фотографов. Портреты балетных звезд, театрализованные fashion-съемки, балетные фотосессии в городском пространстве,
таинственный мир закулисья…
Своим рождением балетная фотография во Владивостоке обязана двум обстоятельствам: появлению в городе в 2013 году
Приморского театра оперы и балета, который с 1 января 2016 года стал Приморской сценой Мариинского театра, и приез-
ду известного английского фотографа Рольфа Гобитса – приглашенного профессора Школы искусства культуры и спорта
Дальневосточного федерального университета. Именно Рольф Гобитс впервые привел своих учеников в театральное закулисье,
навсегда заразив их волшебством сцены, и открыв для них магию «белого балета». С 2014 года балетная фотография фотохудож-
ников из Владивостока представлена на выставках в галереях и музеях города и за рубежом, в каталогах ежегодного городского
конкурса фотографии «Посмотри на Владивосток». В 2016 году балетная фотография попадает в собрания Музея современного
искусства «Артэтаж», Приморской государственной картинной галереи, Jang Eun Sun Gallery (Сеул).
В проекте «Изящная классика» тонко сочетаются достоинства документальной и художественной фотографии. В про-
странствах будущего Центра «Эрмитаж - Владивосток» были организованы фотосессии солистов и артистов балетной труппы
Приморской сцены Мариинского театра.
В 2016 году Михаила Борисовича Пиотровского, впервые оказавшегося под сводами будущего Центра-спутника
Эрмитажа, встречала выставка художественной фотографии «Пробуждение…» – результат первых фотосессий. Альбом-
календарь – это продолжение проекта и пролог выставки «Изящная классика. Балет в Центре «Эрмитаж - Владивосток».
В течение года – с мая 2016 по май 2017 года состоялось двадцать фотосессий. То, что «русский балет» сегодня – явление мировой
культуры, показывает состав балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра – в съемках приняли участие более двад-
цати артистов и солистов балета родом из Японии, Бразилии, США, Англии, Италии, России.
Местом съемки стало историческое здание в центре Владивостока, где в скором времени разместится спутник
Эрмитажа. Оно было построено в 1903 году по проекту немецкого архитектора Георга Юнгхенделя для управляющего Торго-
вого дома «Кунст и Альберс» Адольфа Даттана. Здание, выстроенное в стиле романтический модерн, поражало современников
целостностью архитектурной формы и красотой интерьеров.
Выразительные текучие ритмы чугунной лестницы, в которой литье с мотивом меандра заполняет высоту между мраморными
ступенями, создает впечатление воздушности и изящества. Фойе выложено плиткой, привезенной из Гамбурга. В оформлении
стен, потолков, дверных проемов использован плоский гипсовый лепной орнамент. В одном стиле с лепными украшениями вы-
полнены маскароны из «репертуара» модерна – романтичный образ – женское лицо анфас, таинственное и загадочное. Остат-
ки витража украшают дверь, которая ведет в большой зал с чугунными колоннами.
Пока разрабатывался проект реставрации, фотохудожники и артисты балета своим творчеством словно расколдовывали это
пространство, и оно оживало, наполняясь образами, рожденными здесь и сейчас. Каждая фотосессия – это поток импровизаций.
Здесь сплавляются идеи, замыслы, спонтанное проявление движения, жеста в предлагаемых обстоятельствах. Фотография по-
зволяет нам подметить детали, приоткрывает смыслы, которыми эти детали богаты. В ней запечатлено состояние, момент рожде-
ния образа.
Там, в театре остался большой «белый балет», а здесь, в этих залах искусство балета воплощено в теле танцора, отточенном
каждодневными тренировками, и сохраняющем в завершенном движении музыку. Они сами в себе, собой воплощают балет и
привносят его в те пространства, в которых оказываются. Для этого нужно только снять все лишнее, поправить макияж, прическу,
гетры, расправить юбку-шопенку и встать на пуанты, взмах – и кажется, зазвучала мелодия… Изящество их тел, подчеркнутое
движением, соответствует красоте линий в архитектуре и внутренних интерьерах Центра «Эрмитаж - Владивосток».
Артисты и фотохудожники осваивали это пространство
постепенно – фойе, лестница, ниша окна, мансарда, зал с колоннами. И, оказываясь в этом пространстве, воплощали навеянный
ситуацией здесь и сейчас образ. А то, что он звучал театрально, так это от того, что они и есть театр. В этой случайности прояв-
ляет себя спонтанность творчества, и у зрителя есть возможность пережить очарование тех мгновений.
В календаре представлено двенадцать фотографий – Ильи Короткова, Ирины Попович и Александра Филькина. Илья и
Ирина – ученики Рольфа Гобитса. Их работы представлены в каталогах выставок «Вариации» (Музей современного искусства
«Артэтаж», Владивосток), «Сон в летнюю ночь – балет» (Jang Eun Sun Gallery, Сеул). Балетная фотография Александра Филькина
вошла в альбом-каталог конкурса «Посмотри на Владивосток» в 2017 году.
Перелистывая календарь, вы словно совершаете путешествие в пространствах будущего Центра «Эрмитаж - Владивосток»,
открывая образы, созданные артистами балета.
Балерина Ирина Сапожникова в любимом образе черного лебедя – на лестнице в фойе. Изгиб тела, изгиб перил – в них
сжата энергия движения, и, кажется, в следующий миг она стремительно выпрямится, взмахнув длинными, утонченными
руками-крыльями, продолжив свой танец во дворце, очаровывая принца. Символизирующий вечность меандр на ступенях,
завитки решетки, переходящие в завитки на балетной пачке Одиллии, кажется, что этот образ здесь останется навсегда. Сле-
дующий кадр – принц – Винченцо Германотта. Он весь – полет, окрыленная страсть. Гамбургская плитка словно подчеркивает
дворцовый интерьер.
Диагональ полета Арины Нагасэ, вписанная в архитектурно выделенную нишу-раму, – удачно задуманный и выстроенный
кадр. Проследуем далее, по лестнице наверх, на мансарду – к окну со струящимся белым светом, превращающим Эмили Эйбром в
Золушку. Во время фотосессий использовалось только естественное освещение. И здесь каждый раз можно увидеть чудо преоб-
ражения.
Осторожно приоткрывает дверь молодая женщина в черной вуали. Быть может, это образ Донны Анны или Лауры –
благородный профиль, глаза прикрыты, рука подана для поцелуя.
Три грации среди колонн большого зала, украшенных сентиментальными бантами в сочетании с пальмовыми листьями
коринфского ордера, составляют единой целое, а облупившиеся стены со следами краски – это уходящая реальность. Благодаря
фотографии эти тонкие романтичные образы останутся с нами, как свидетельства, символически восполняющие художествен-
ную ценность пространств, ожидающих нового рождения. Ars longa, vita brеvis.
Телесный жест, очерчивающий пространство своего, всегда проявляет взаимодействие с местом, в котором живет другое
время – история, легенда, миф… Именно здесь встречается документальное и художественное в фотографии. В движении ба-
летных «па» интерьеры оживают, становится различима история этого места и людей, живших здесь прежде. Благодаря художес-
твенности созданных образов, пространства предстают преображенными – они получают осмысление в образе.
Владивосток и Петербург связаны морскими традициями, зачинателями которых на Тихоокеанском побережье в XIX веке
были выпускники Морского кадетского корпуса с набережной Невы. Их имена и имена их кораблей сохранились в морской
топонимике бухт, заливов, островов, мысов и в названиях улиц города.
Приморская сцена Мариинского театра и Центр-спутник Эрмитажа – это еще одна связующая нить – воплощением ко-
торой стали тонкие, проникновенные образы балетной фотографии из Владивостока, рожденные в пространствах Центра
«Эрмитаж - Владивосток».
Светлана Руснак, куратор проекта
заместитель директора ПГКГ (Владивосток)