Пробуждение

Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Пробуждение
Выставка художественной фотографии "Пробуждение" прошла в здании будущего центра "Эрмитаж - Владивосток" в рамках программы "Дни Эрмитажа во Владивостоке" при содействии и поддержке Приморской государственной картинной галереи. Куратором выставки выступила Светлана Руснак, заместитель директора по развитию ПГКГ. Съемки проходили в центре Эрмитаж - Владивосток, май - июнь 2016 г. группой Артмиллионка. Открытие выставки состоялось 26 сентября 2016 г.
Приморская государственная картинная галерея представляет выставку художественной фотографии "Пробуждение" - новый проект творческого объединения "Артмиллионка" Галерея сотрудничает с фотохудожниками с 2014 года. Выставка "Музейная коммуникация" фотокласса Рольфа Гобитса состоялась в мае 2014 года и проходила в залах Центра "Эрмитаж-Владивосток", затем фотографы стали участниками проекта "Музейные диалоги" (Уссурийск-Находка-Владивосток). После того как группа заявила о себе в Музее современного искусства "Артэтаж", Приморская государственная картинная галерея оказала содействие в организации первой зарубежной выставки "Сон в летнюю ночь - балет" в Сеуле в известной галерее Jang Eun Sun. И вот новый проект - "Пробуждение" - вновь изящные силуэты, но теперь перед нами не таинственный мир закулисья, который очаровывает своей загадочностью. Представленные на выставке работы сделаны во время нескольких фотосессий с приглашенными солистами и танцорами балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра в пространствах бывшего Дома Даттана - доверенного лица Торгового Дома "Кунст и Альберс", где в скором времени будет создан Центр "Эрмитаж-Владивосток". Фойе, лестница, большой зал с колоннами, казалось помнят своих бывших обитателей, балы и приемы, тревожные дни 1913-го, несмотря на долгие годы забвения, и вот, с появлением хрупких граций, так органично дополняющих интерьеры некогда роскошных залов своим изяществом, что-то ожило под сводами этого дома, затрепетало, откликаясь на звуки музыки, на каждое фуэте... Органза шлейфом струится вслед за сбегающей вниз по ступеням лестницы Арины Нагасэ и кажется, это призрак Белой Дамы - обитательницы этого дома, о которой слагают легенды. И каждое изящное движение, прыжок - заставляют зазвучать тишину этого дома, позволяют ему вспомнить себя, дают ему силы быть, дышать, наполняют пространство тихой радостью и светом... "Пробуждение" - таинство жриц "белого балета", способных снять почти вековое заклятье, что бы здесь вновь зазвучала музыка, этот дом ожил, наполнился голосами почитателей изящных искусств - всех тех, кто прийдет в залы центра-спутника Эрмитажа на встречу с Прекрасным... У балетной фотографии во Владивостоке две точки отсчета. Первая - 2013 год - открытие театра оперы и балета с постоянной балетной труппой и классическим репертуаром Сегодня это Приморская сцена Мариинского театра, где выросла слава русского балета. А вторая точка отсчета - Творческая мастерская известного фотографа Рольфа Гобитса - приглашенного профессора ДВФУ. именно ему удалось открыть для своих учеников мир театрального закулисья. Три года съемок научили многому. Так что тема балета в творчестве Ирины Попович и Ильи Короткова, Инги Шафик не случайна. Тем интереснее наблюдать их стремительное развитие в жанре балетной фотографии. Они начали свой путь в творческой ситуации, созданной учителем Рольфом Гобитсом. Они научились быть невидимыми на этой увлекательной "фотоохоте" в поиске "своего" кадра за кулисами во время балетного спектакля. Этот этап нашел отражение в проекте "Вариация", которым молодое творческое объединение заявило о себе на выставке в Музее современного искусства "Артэтаж" (2016) и на выставке "Сон в летнюю ночь - балет" (Jang Eun Sun Gallery, Сеул, Корея, 2016). Их работы по способу выражения были ближе всего к импрессионизму в фотографии: тающий контур, дымка полутонов позволяли передать мимолетные впечатления от происходящего, а отказ от симметрии в композиции, акцент на "случайности" и фрагментарности позволяли достичь динамизма восприятия и большей выразительности. Выставк "Пробуждение", которая открывается в "Дни Эрмитажа во Владивостоке" знакомит нас с новым этапом - теперь это свой проект, в которой Илья Коротков пригласил в центр "Эрмитаж-Владивосток" несколько солисток - Ирину Сапожникову, Арину Нагасэ, Эрико Нортакэ, Аску Какуяма и артиста балета Айбека Базарбаева. Здесь в центре оказывается взаимодействие артиста и пространства, которое оживает в тишине. Вот застыла иероглифом на фоне узорчатой гамбургской плитки фойе Аска Какуяма - воплощение элегантности и покоя (фото Ирины Попович). Мы ощущаем единство пространства-времени тогда - в момент съемки и теперь в запечатленном кадре. А вот диагональ полета Арины Нагасэ, вписанная в архитектурно выделенную нишу-раму (фото Ильи Короткова). Мы понимаем, что удачно задуманный и выстроенный кадр получился не с первой попытки. По-видимому скромность, доброжелательность и трудолюбие, которыми так славятся японские поклонницы русской школы "белого балета" для фотохудожников особенно важны в этом проекте. По пути на одну из фотосессий Ирина Попович приобретает десять метров органзы, которая превращается во время съемок то в материализованный поток света, то в туманный шлейф привидения, позволяя артистам каждый раз создавать новые неожиданные образы. У Ильи Короткова - нежная Арина и мужественный Айбек - прозрачная слоистость лишь подчеркивает красоту и благородство жеста, становясь символом красоты вечного мужского-женского начала.А вот в ниспадающем потоке света застыла Эрико Норитакэ и мы любуемся красотой форм, переходом от света - в тень. Уплотняясь, свет превращается в белый шарф, который окутывает танцовщицу и она пытается вырваться из этих пут. Часто композиция строится на по-ту-стороннем взгляде. Взгляд Ирины Сапожниковой из старинного зеркала (Илья Коротоков), а у Аски - сквозь окно - из здания на строящийся храм и бухту Золотой Рог. И есть что-то глубоко символичное в образе Ирины Сапожниковой в костюме черного лебедя на парадной лестнице центра "Эрмитаж-Владивосток": меандр, символизирующий вечность на ступенях, завитки решетки, переходящие в завитки на балетной пачке Одиллии... Кажется, что этот образ здесь теперь навсегда. В представленных работах мы имеем дело с удивительным феноменом, который показывает, ЧТО может быть отрефлексированно средствами фотоискусства. Через тело артиста балета рассказывается история места. Пространство-время танца, телесный жест, очерчивающий пространство проявляет пространство взаимодействия с местом в котором живет другое время - история, легенда, миф... Балетная фотография показывает не только тела и жесты, не только представляет собой эстетическое видение художника, но и проговаривается о чем-то, имеющем отношение к сегодняшнему положению вещей. У проекта есть культурологическая перспектива - интернациональный состав балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке отражает то, что "русский балет" сегодня - явление мирового порядка. И подобно тому, как изобразительное искусство конца 19 - начала 20 веков открывало для себя тему балета в различных вариациях, сегодня образы балета вдохновляют многих фотохудожников, находя свежее воплощение в их творчестве. И мы слушаем их истории рассказанные языком балета. Продолжение следует... Светлана Руснак, куратор проекта.